fbpx
 

С чем на самом деле работает стилист, когда кажется, что он работает с внешностью?

Общаясь в профессиональной среде с коллегами по цеху, я волей-неволей нередко становлюсь участницей дискуссий о методах работы стилиста, разных подходах к взаимодействию с персоной.

Всё чаще мне приходится слышать о новомодных методиках, которые претендуют на то, чтобы «прийти на смену» классической стилистике или, как минимум, стать ей равноценной альтернативой.

Речь идёт о метафорических или по-другому – ассоциативных методах работы с персоной. Я слышала о них ранее: эти методы пришли в стилистику из психологии, где они используются для составления психологического портрета. Маркетологи применяют их для анализа целевой аудитории.

Суть метода в том, что испытуемому предлагают набор карточек с картинками, просят выбрать те, что нравятся, и пояснить свой выбор. На основе ответов специалист (в нашем случае – стилист) делает вывод о личности человека.

Это интересный эксперимент, несущий в себе некий развлекательный, интерактивный момент.

Но меня несколько озадачило другое. Дело в том, что ключевой особенностью метафорических методов называют вот что (цитата): «подбор образа для клиента осуществляется не на основе его внешности, а на основе личностного портрета, психотипа».

Эта особенность преподносится как нечто новаторское, отличающие метафорические методы от классического метода определения стилистики.

Но постойте, где же противоречие? Именно такой вопрос сразу же пришёл мне на ум. Почему эти два метода противопоставляются, когда никакого конфликта между ними нет?

Абсолютно любой метод работы с персоной подразумевает работу не только с внешностью, но и с типом личности клиента, ведь это неотделимые вещи.

Плох тот стилист, который работает исключительно с внешностью!

Без изучения психологических особенностей клиента, запустить устойчивые позитивные изменения в его жизни невозможно – эффект будет кратковременным или просто нулевым. Это знают все мало-мальски подготовленные стилисты.

Каждый специалист находит свой способ изучения личности клиента. Это строго индивидуальная работа, направленная на то, чтобы раскрыть человека, настроить с ним доверительный диалог. Какими методами это делать – личное дело каждого.

Но изучать личность своего клиента бывает непросто: это требует от стилиста целого спектра определённых личностных качеств.

Поэтому сегодня многие методики пытаются шаблонизировать процесс изучения психотипа клиента, ускорить и упростить его, чтобы облегчить задачу и сэкономить время. Что ж, возможно, это поможет улучшить доход стилиста, но как на счёт результата?

Но лично я не верю в эффективность упрощённых, шаблонизированных решений. Личность человека «упростить» невозможно. Это как «чесать всех под одну гребёнку». Ведь у вас никогда не будет двух одинаковых клиентов. То, что работает с одним, будет совершенно неприемлемо для другого.

Для меня персональная работа – это каждый раз творческий поиск, подбор «ключей» к душе человека. Да, временами это бывает непросто, однако результат всегда компенсирует все временные и энергетические затраты. Когда я вижу, как преображается человек, как меняется его восприятие себя, а вместе с тем и вся жизнь, я осознаю, что старалась не зря.

При этом я работаю в методике классической стилистики и действительно считаю её основой, которую должен знать любой, кто претендует на звание профессионала.

Так вот, с уверенностью могу сказать, что, составляя образ для своего клиента, я точно также учитываю личность моего клиента, как и его внешность. Это равнозначные и совершенно неотделимые вещи.

Стилист – какой бы методики он не придерживался – не может работать только с внешностью или только с психологическим портретом клиента. Это нонсенс. Работа происходит только целостно.

Здорово, что знания в области стилистики обновляются, появляются новые приёмы. Однако давайте не будем забывать о базовых принципах и простой логике, которые останутся неизменными навсегда.

Я желаю своим коллегам удачи на профессиональном поприще, а своим клиентам – радости от существования в новом образе!)